經過16小時戎長又緊繃的談判後,各方在明斯克終於達成協議。但是,第二次明斯克協議肯定如同2014年9月的第一次協議,只能暫時停火,仍然沒有解決問題。
這次談判由兩個層次構成,第一層次所謂「諾曼第四方」,也就是俄、德、法、烏四國領袖的高峰會。四國領袖就烏東問題取得共識後,形成具體文字,交由第二層次的實際「談判組」進行談判。談判組由烏東的盧干斯克共和國「總統」普洛特尼次基,頓內次克共和國「總統」札哈成科,基輔代表-前總統庫奇馬,俄羅斯代表-俄駐烏克蘭大使祖拉柏夫以及歐安組織代表塔利雅薇妮四方構成。待談判組皆同意簽字後,再由四國領袖發表共同聲明表達支持之意。
第二次明斯克協議包括13條主文及一份附則,分析其內容後可以發現,幾乎完全是依照俄羅斯及烏東兩共和國的設想與要求而來,主要包括:
1.撤出重武器,依射程後撤50-140公里,確保了盧干斯克和頓內次克兩市不會再受炮擊;
2.大赦及不追究烏東民兵的法律責任;
3.基輔必須支付原來對烏東地區停止支付的薪水以及退休金,並重新提供原先中斷的銀行服務;
4.在國際機制下,確保對烏東的人道援助;
5.解除所有非法團體武裝;
6.2015年底前,烏克蘭進行憲改去中央化並通過烏東兩地永久性特殊地位的法律。協議簽字30天內烏克蘭國會要通過關於烏東兩地特殊地位的決議。
第二次明斯克協議爭議頗多。
首先,由2月12日到2月15日有好幾天的時間,可以確定烏東民兵會利用停火前時間強化對節巴切沃的包圍網,而陷入包圍網的烏軍會全力反擊。
第二,協議內容中關於解除非法團體武裝,今年年底前完成烏東地區特殊地位永久化立法以及修憲去中央化的要求,現在的基輔政府無法作到。波洛申科帶著這個協議回基輔,會有重重的阻力。
第三,重武器後撤卻沒談非軍事區的建立及進駐維和部隊的問題,所以只是雙方暫時停火休息,無法持續停火。
第四,俄烏邊界交由烏克蘭管制的前提,是在烏東兩地地方選舉結束並憲改完成後,期限訂在今年年底。但是,地方選舉又需要前述「談判組」各方取得共識協調完成後,依歐安組織的規範和監督下才能進行。這不知道要花多少時間。而這段時間,俄方可以源源不斷協助目前的烏東兩地重建。換句話說,明斯克會談前,德法兩國要求俄羅斯進行邊界管制的要求完全失敗。
第五,如果修憲又立專法賦予盧干斯克,頓內次克兩地永久的特殊地位,那哈立可夫,奧德薩是否比照辦理?然後呢?
第六,協議內關於雙方隔界,是以2014年9月第一次明斯克協議時雙方之界為準。但是,一月時烏東民民兵付出重大代價才奪下頓內次克國際機場,烏東民兵放棄的可能性不高。
嚴格說,協議簽完後留下的問題比解決的問題還多。
總體來說,以「諾曼第四方」來看,這次協議的簽訂是德法兩國憂慮美國準備提供烏克蘭致命性攻擊武器,進而導致烏克蘭戰事失控的環境下,在無論怎樣都要先有個停火協議的預設目標後,拎著烏克蘭去跟俄羅斯面對面會談。就「談判組」的角度來看,8千名陷入烏東民兵包圍網內的烏克蘭部隊就是談判各方籌碼,這次明斯克協議談判的外部和內部條件傾向對烏東民兵有利。
基輔難道一點也沒得到?這倒也不是。根據協議附則第8條,盧干斯克和頓內次克選出的議員,雖然烏克蘭國會不能逕行將其解職,但是議員選出來後,要由烏克蘭國會任命。換句話說,兩地表明不會脫離烏克蘭。這提供基輔當局和美國一個思考問題與採取行動的訊息。
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании[1], до конца 2015 года. (См. примечание)
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание:
Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
Документ подписали участники Трехсторонней Контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л.Д. Кучма
Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов
А.В. Захарченко
И.В. Плотницкий
沒有留言:
張貼留言